Ключевые тренды
Скачать полную версию обзора бесплатно.
Пандемия коронавируса, безусловно, стала одной из центральных тем начала года. Влияние пандемии на все сферы фармацевтической отрасли тотальное. Объём коммерческого рынка ЛП в феврале 2020 года составил 100,9 млрд рублей (в розничных ценах). Относительно января емкость рынка увеличилась на 9,9%. В условиях существующей эпидемиологической обстановки, а также нестабильности курса рубля россияне в феврале стали закупать лекарственные препараты. В первую очередь это касается лекарств для терапии ОРВИ. Натуральные объёмы импорта готовых ЛП в минусе, за январь-февраль 2020 г. в нашу страну было ввезено на 73% меньше, чем годом ранее (из-за больших товарных запасов, сделанных в октябре-ноябре 2019 г., при подготовке к внедрению системы маркировки ЛП). Пандемия коронавируса стала тем самым толчком, благодаря которому все участника рынка не только задумались об изменениях в работе, но и показали свою готовность/неготовность работать дистанционно со своими клиентами, партнерами и коллегами. Эпидемиологическая обстановка заставила компании максимально сократить личные контакты медицинских представителей с врачами. Событием 1 квартала стало разрешение дистанционной торговли лекарствами.
Фармотрасль продолжает оставаться одной из самых зарегулированных отраслей в России. Эпидемиологическая ситуация и социально-экономический кризис вносит свои коррективы. Так некоторые законы пока имеют временный характер (отмена правила «третьего лишнего», онлайн торговля рецептурными препаратами), для других кризис и коронавирус стал катализатором в их принятии и рассмотрении (об обращении лекарственных средств, об онлайн торговле, о демонополизации аптечных сетей и сокращению маркетинговых бюджетов).
2020 год планировался для фармацевтической розницы переломным и сложным: запуск маркировки, разрешение онлайн-торговли, отмена ЕНВД, приход новых игроков со смежных рынков, развитие маркетплейсов и агрегаторов. Не прогнозируемые эпидемия коронавируса и девальвация рубля, несомненно, отразились на аптечных продажах и законодательных инициативах регуляторов. Новостей о консолидации фармрозницы и ее органическом росте в 1 квартале СМИ публикуют крайне мало, в условиях кризиса новости об уходе с рынка становятся более логичными.
Деконцентрация в оптовом секторе продолжается. С 2015 года доля топ-10 сократилась на 10% с 2015г. В большей мере отрицательная концентрация связана со снижением доли тройки лидеров. Вместе с тем стратегии конкурентной борьбы в рамках основной деятельности тоже не теряют актуальности, в т.ч. крупные компании ведут активную инвестиционную деятельность, укрепляя и развивая своё присутствие в регионах, продолжает развиваться благотворительный тренд.
Фокус внимания в 1 квартале 2020 сменился с маркировки, инспектирования и аудита фармпредприятий на влияние на них коронавируса и обвала рубля. Производственные мощности настраивают на выпуск средств индивидуальной защиты, производство субстанций для противовирусных лекарств и диагностических систем. Наращивание экспорта для отечественного фармпрома должно ускориться в разы согласно стратегии развития «Фарма 2030».
Каналы коммуникации трансформировались, формы работы как офисных сотрудников, так и медпредставителей перешли на дистанционный новый уровень. Правовые и технические вопросы удаленной работы и новые форматы обучения врачей и представителей фармкомпаний обсуждают эксперты фармотрасли в СМИ.
- Комментарии
Обзоры отрасли
Мнения экспертов
-
Как выбрать провайдера для центра оценки
Овчинников Станислав -
Цикловая Конференция с позиции SFE
Наталия Каширина -
Как повысить усвоение маркетинговой стратегии полевыми силами?
Овчинников Станислав -
Матрица выбора решений для цикловой конференции
Смирнова Елена -
Как организовать обучение на цикловой конференции? Три лайфхака
Овчинников Станислав