Ключевые тренды
После повышенного спроса на препараты против гриппа и ОРВИ в январе 2019 в феврале наблюдается снижение потребления препаратов данных групп. В связи с этим впервые за много лет емкость января выше, чем в феврале (такое положение не свойственно аптечному рынку). Первый квартал года – традиционное время подведения итогов ушедшего года и составления прогнозов на будущий. Результаты 2018 разные аналитические агентства интерпретировали по-разному. Отток парафармацевтического ассортимента из аптек в «большую розницу», в т.ч. в онлайн, уже стал объективной реальностью, в дальнейшем и по лекарствам выручку будут отбирать новые игроки, приходящие в фарму из FMCG. При этом возможностей для реального противостояния этим тенденциям ни у аптечных сетей, ни тем более у единичных аптек, практически нет. Тенденции 2018 плавно перетекают в наступивший – потеря доверия между аптечными сетями и дистрибьюторами, переход к прозрачным отношениям фармрозницы и производителей, неизбежность внедрения маркировки, цифровая трансформация фармрынка, плюс новый тренд – серьезное вмешательство государства в деятельность аптечных учреждений, в том числе их отношения с фармпроизводителями.
От государственных регуляторов фармотрасль в 2019 году ожидает больших результатов. Законодательное изменение методики ценообразования препаратов из списка ЖНВЛП, в 2019 году должна завершиться подготовка к введению обязательной маркировки всех медикаментов, которая вступит в силу с 1 января 2020 года. Отрасль ожидает принятия закона, регламентирующего дистанционную торговлю безрецептурными лекарственными препаратами. На регуляторном уровне ожидается корректировка контрактной системы, предоставление преференций для производителей, имеющих свое или совместное с локальной компанией производство.
Инициатива государства отрегулировать бонусную систему взаимоотношений сетей и производителей повлекла за собой активное обсуждение участниками фармритейла роль бэк-маржи в прибыльности фармбизнеса. Фармрозница продолжает консолидироваться, получение достоверной информации о продажах в аптеках продолжает оставаться одним из самых актуальных вопросов. Судьба государственных аптек пока не решена.
Рейтинги российских фармдистрибьюторов опубликовали в марте 2019 все аналитические агентства. Состав участников во всех рейтингах одинаков. Компания «RNC pharma» прокомментировала результаты года выводом о значительной динамике развития у ряда дистрибьюторов, причем особенно яркие успехи показали компании «второго эшелона», там некоторые представители демонстрировали двузначные темпы прироста отгрузок.
Эксперты отечественной фарминдустрии продолжают обсуждать стратегию развития согласно программе «Фарма 2030». Споры, неоднозначное отношение к теме инноваций в отечественной фармпромышленности, обсуждение законодательных инициатив для стимулирования фармпроизводителей – то, о чем пишут отраслевые СМИ в этом квартале.
В связи с популярной в этом квартале новостью об инициативе госрегулирования отношений аптек и производителя, в СМИ стала популярна тема первостольников. Обсуждались их неудовлетворенность доходами, сложности в работе с маркетинговыми акциями и в целом отношение к своей профессии. Продолжением тренда на цифровую трансформацию всех областей фармрынка становятся тренды на высокий спрос диджитал-специалистов и как следствие сложности с закрытием подобных ставок.
Полную версию обзора можно получить бесплатно. Пришлите свою заявку руководителю проектов Ирине Овчинниковой по адресу: info@pharmgalaktika.ru
- Комментарии
Обзоры отрасли
Мнения экспертов
-
Как выбрать провайдера для центра оценки
Овчинников Станислав -
Цикловая Конференция с позиции SFE
Наталия Каширина -
Как повысить усвоение маркетинговой стратегии полевыми силами?
Овчинников Станислав -
Матрица выбора решений для цикловой конференции
Смирнова Елена -
Как организовать обучение на цикловой конференции? Три лайфхака
Овчинников Станислав